Этой статьёй начинаю серию публикаций-лекций о Внутренних водных путях России - о речной лоции - проводке судна по описанию водного пути. Красивое, впечатляющее своей мощью, существо Река, - да, именно существо, - живой организм, живущий своей размеренной жизнью, к которой мы можем, лишь только на мгновение во временных масштабах Реки, прикоснуться и прочертить маршруты своих плаваний на ее, вечно движущейся, ленте..
Речная лоция имеет свою специфическую терминологию, более привычную и родную, слуху русского человека.
Итак, Лоция - это раздел предмета судовождения, в котором изучаются навигационные опасности, средства навигационного оборудования, пособия, содержащие сведения о гидрометеорологии внутренних водных путей и условия движения судов по рекам, водохранилищам и каналам.
Также необходимо развернуть понятие Судовождение как единый процесс, обеспечивающий безопасность плавания и управление судном для достижения намеченных целей.
Речную лоцию принято делить на два раздела: общую и специальную. Общая лоция даёт необходимые сведения о внутренних водных путях и является общим руководством для плавания по любому участки водного пути. Специальная лоция служит руководством для плавания по определенному участку водного пути. В ней содержатся подробные сведения о русле реки, берегах с прилегающими территориями, препятствиях и предметах навигационного оборудования, направлениях и границах судового хода.
Водные пути - это участки водоёмов и водотоков, используемые для судоходства.
Водоём - водный объект в углублении земной поверхности, характеризующийся замедленным движением воды или его отсутствием.
Водоток - водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона земной поверхности.
Внутренние водные пути (ВВП) - реки, озёра, водохранилища и каналы, расположенные внутри материков и пригодные для судоходства. ВВП, в свою очередь, разделяют на естественные (свободные) - реки и озёра, используемые для судоходства, - и искусственные (зарегулированные) - каналы, водохранилища, а также реки, режим стока и уровня которых значительно изменён возведенными на них гидротехническими сооружениями.
По условиям судоходства, в зависимости от высоты волны, внутренние водные пути делятся на 4 разряда:
- разряд Л - высота волны ≤0,6м (как правило - каналы и небольшие реки);
- разряд Р - высота волны ≤1,2м (крупные реки, такие как Волга, например);
- разряд О - высота волны ≤2м (крупные озёра и водохранилища);
- разряд М - высота волны ≥3м (устьевые участки рек и крупные озёра и водохранилища).
Для движения судов по реке, озеру или водохранилищу выделяются наиболее глубокие места - судовой ход или фарватер (термин из морской лоции).
Судовой ход - это водное пространство на внутренних водных путях, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и/или на карте. Габариты судового хода характеризуются глубиной, шириной и радиусом закругления судового хода.
На водных путях глубоководные участки (плёсы) с большой глубиной чередуются с мелководными, затруднительными для судоходства, участками (перекаты, пороги, крутые изгибы русла), на которых глубина и ширина судового хода, либо только ширина, недостаточны для безопасного судоходства.